Фондирование архивных документов
-
2.4. 2.4.1. 2.4.2. 2.4.3. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.8.1. 2.8.1.2. 2.8.2. 2.8.3. 2.8.4. 2.8.5. 2.8.6.
- Методические рекомендации
- Методические рекомендации по фондированию документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации/ Росархив, ВНИИДАД; сост. Н.И. Химина, А.В. Евпатьевский, З.П. Иноземцева. – М., 2006
- Открыть текст в отдельном окне2.2. Фондирование документов Федерального СобранияФедеральное Собрание определяется Конституцией Российской Федерации как один орган. Однако документы его двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы - рассматриваются как два отдельных архивных фонда. Это обусловлено различиями их формирования: Совет Федерации формируется на основании Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. с изменениями и дополнениями от 3 августа 2000 г., различиями их полномочий, организационной самостоятельностью их работы, структурой, отличиями в организации деятельности.Структура каждого из архивных фондов определяется структурами палат (советы палат, депутатские объединения, фракции и депутатские группы в Государственной Думе, комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы) (с. 15)3.2. Фондирование документов законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской ФедерацииДокументы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, созданных в соответствии с конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, образуют новые архивные фонды.Хронологические границы начала данных архивных фондов определяются на основе соответствующих актов о создании органов государственной власти субъекта Российской Федерации.При изменении статуса субъекта Российской Федерации документы органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют новые архивные фонды. В соответствии с этим в республиках, входящих в Российскую Федерацию, документы законодательных органов, созданных в условиях восстановления российской государственности, образуют новые архивные фонды.Примеры:1. Документы Президиума Верховного Совета Башкирской АССР (1936 - 1994 гг.) и Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан (с 1995 г.) составляют отдельные архивные фонды.2. Документы Хабаровского краевого совета народных депутатов (до 1993 г.) и Законодательной Думы Хабаровского края (с 1993 г.) составляют отдельные архивные фонды.3. Документы Калининского областного совета депутатов (1936 - 1991 гг.) и Государственной Думы Тверской области (с 1991 г.) составляют отдельные архивные фонды (с. 22)2.3. Фондирование документов федеральных органов исполнительной властиСистема федеральных органов исполнительной власти на протяжении 1990-х гг. подвергалась неоднократным реорганизациям и уточнениям, что усложняет фондирование их документов.Документы министерств и ведомств, существовавших до и после восстановления государственности России, составляют отдельные архивные фонды*1.Пример:Документы Министерства финансов РСФСР (1917 г. - ноябрь 1991 г.) и Министерства финансов Российской Федерации (с ноября 1991 г.) составляют отдельные архивные фонды.В связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", уточняющим распределение между вновь образованными и преобразованными федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами основных полномочий и функций, рекомендуется следующее решение вопросов фондирования документов существовавших и вновь образованных федеральных органов исполнительной власти.Документы упраздненных данным указом министерств, государственных комитетов, федеральной комиссии, федеральных служб и российских агентств составляют отдельные архивные фонды по дате прекращения их деятельности.Документы образованных в соответствии с названным указом министерств, федеральных служб, федеральных агентств составят новые архивные фонды*_____* Созданные ранее объединенные архивные фонды из документов федеральных министерств и других организаций, существовавших короткое время и последовательно сменявших друг друга без кардинального изменения своей компетенции и функций, когда количество документов постоянного хранения каждой организации невелико, могут не подлежать перефондированию, если это не препятствует поиску и использованию документов.(с. 16)[…]При этом документы всех федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств, составляют отдельные архивные фонды.Отдельными архивными фондами являются также документы подчиненных непосредственно Президенту Российской Федерации в соответствии с Указом Президента России от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральных служб:- Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации;- Службы внешней разведки Российской Федерации;- Федеральной службы безопасности Российской Федерации;- Федеральной службы охраны Российской Федерации (с.17)3.3. Фондирование документов органов исполнительной власти субъектовРоссийской ФедерацииДокументы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданных в соответствии с конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (администраций президентов, кабинетов министров, правительств, администраций) образуют новые архивные фонды.Пример:Документы исполнительного комитета Совета народных депутатов Саратовской области (1936 - 1991 гг.) и Администрации Саратовской области (с 1992 г.) составляют отдельные архивные фонды (с.22)Не допускается создание объединенных архивных фондов из документов органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданных в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., конституциями, уставами субъектов Российской Федерации. Также не следует создавать объединенные архивные фонды из документов органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и документов избирательных комиссий по выборам в них (с. 23)3. Фондирование документов государственных органов и организацийсубъектов Российской Федерации3.1. Правовые основы функционирования государственных органов и организацийсубъектов Российской ФедерацииКонституцией Российской Федерации определены предметы, находящиеся целиком в ведении Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.Субъект Российской Федерации - конституционное понятие, используемое для обозначения составной части государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. Субъектами Российской Федерации являются входящие в ее состав республики (государства), национально-территориальные или автономные государственные образования (автономная область, автономные округа), территориальные или территориально-государственные образования (края, области, города федерального значения).Кроме единой системы органов федеральной государственной исполнительной власти, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, которыми также может быть установлен пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.В эту систему соответственно входят:- президент (глава республики; губернатор края, области; председатель правительства; глава администрации; мэры городов Москвы и Санкт-Петербурга и др.);- законодательный (представительный) орган (государственное собрание, законодательное собрание; краевая, областная думы; городские думы Москвы и Санкт-Петербурга; собрание депутатов, представительное собрание, совет депутатов и др.);- правительство (кабинет министров, администрация) (с.21)3.4. Фондирование документов отраслевых органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации[…]Документы отраслевых управлений и отделов исполкомов Советов народных депутатов всех уровней и документы соответствующих новых отраслевых управлений, отделов, департаментов администраций в случае, если их задачи и функции остались без существенных изменений и не произошло их кардинальной реорганизации, составляют единые архивные фонды с документами их предшественников.Пример:Документы Плановой комиссии и Комитета по экономике и прогнозированию Ханты-Мансийского автономного округа составляют единый архивный фонд (с. 23)Если на базе органа управления создается организация, занимающаяся непосредственно производством, то ее документы составляют новый архивный фонд. Так же следует поступать, когда производственная организация преобразуется в управленческий орган.Пример:Документы Производственного объединения "Фармация" Управления здравоохранения Администрации Томской области (1991 - 1995 гг.) и документы организационно-фармацевтического отдела Управления здравоохранения Администрации области (1995 - 2000 гг.) составляют отдельные архивные фонды. Документы Управления фармации Администрации Томской области (с 2000 г.) составляют новый архивный фонд.В случае коренного изменения компетенции и функций организации и создания на ее базе новой организации ее документы составляют новый архивный фонд.Пример:Документы Комитета по геологии и использованию недр Ямало-Ненецкого автономного округа и образованного на его базе Комитета природных ресурсов, получившего функции по охране окружающей среды и управления лесами, составляют отдельные архивные фонды (с. 24)2.1. Правовые основы функционирования федеральных органов государственной власти (с.12)[…]2.1.4. Согласно Конституции Российской Федерации, провозгласившей разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, судебная власть (или правосудие) осуществляется только судом.Судебную систему Российской Федерации образует совокупность действующих в ней судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. с поправками и дополнениями от 15 декабря 2001 г. к системе федеральных судов относятся:- Конституционный суд Российской Федерации, который является новым судебным органом, назначается постановлением Совета Федерации. Главным в деятельности Конституционного суда является обеспечение верховенства Конституции в правовой системе и ее прямого действия на территории Российской Федерации. Его решения общеобязательны и не могут быть отменены или преодолены (с.13) иначе как принятием нового закона. Конституционный суд выступает также в качестве общенационального арбитра, разрешая споры и юридические разногласия между различными органами государственной власти;- Верховный суд Российской Федерации, согласно статье 126 Конституции, является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным другим федеральным судам общей юрисдикции; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (система федеральных судов общей юрисдикции). Таким образом, законом было осуществлено преобразование судебной власти в рамках оправдавшей себя на практике действующей системы судов общей юрисдикции, что дает правовое основание и для сохранения существующей системы фондирования документов этих судов;- Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации, принявший на себя ряд функций Министерства юстиции в отношении кадрового, материального и финансового обеспечения федеральных судов;- Высший арбитражный суд Российской Федерации, образованный Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г., приобрел ряд новых полномочий и функций, к его полномочиям относятся, в частности, экономические споры между субъектами Российской Федерации, решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации; он принимает регламент, обязательный для арбитражных судов Российской Федерации;- федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации (система федеральных арбитражных судов). Федеральный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" был принят несколько ранее закона о судебной системе в апреле 1995 г.К судам субъектов Российской Федерации, не входящим в систему федеральных судов, относятся лишь конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи (см. п. 3.5).Не входит в судебную систему, но тесно с ней связана прокуратура - централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение законодательства) законности на всей территории Российской Федерации (с. 14) Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, городов и районов, иные территориальные прокуратуры.Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" внес определенные изменения в существовавшую систему. Им была закреплена система федеральных органов исполнительной власти, состоящая из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; установлены распределение руководства отдельными федеральными органами между Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, основные функции, выполняемые этими органами (с. 15)4. Фондирование документов органов и организаций местногосамоуправления4.1. Правовые основы функционирования органов и организаций местногосамоуправленияМестное самоуправление - форма самостоятельного решения населением вопросов местного значения. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации к этим вопросам, закрепленным также в уставах муниципальных образований, относятся: управление муниципальной собственностью, финансы и бюджет, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, транспортные перевозки местного значения, бытовое и торговое обслуживание, муниципальное здравоохранение, школьное, профессиональное образование, сохранение и развитие исторических и культурных традиций местного сообщества, развитие физкультуры и спорта, охрана общественного порядка, регулирование планировки и застройки территории муниципального образования, охрана окружающей природной среды и другие вопросы аналогичного характера.К муниципальной собственности относится: имущество муниципальных предприятий и учреждений, муниципальные земли, муниципальный жилой и нежилой фонд. Помимо муниципальной собственности в управление органам местного самоуправления может быть передано имущество, находящееся в государственной собственности.В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ и изменениями, внесенными в закон в 1996 - 2005 гг., систему органов местного самоуправления образует совокупность негосударственных представительных и исполнительных органов власти, а также глава местного самоуправления. Закон определил понятие "муниципальное образование" как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, или часть такого поселения. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, наличие которых является обязательным, и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований; органы эти являются юридическими лицами (с. 26)До реформ 1991 - 1992 гг. функции местных представительных органов выполняли районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов. С упразднением системы Советов и принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. они были заменены новыми органами. Представительные органы в районах республик, областей, краев, в городах республиканского, областного, краевого значения стали именоваться районными (городскими) собраниями, земскими собраниями, думами; в поселках, сельсоветах - советами, собраниями старост и т.д. Как правило, выборный представительный орган местного самоуправления работает на постоянной основе и созывается на свои заседания главой местного самоуправления (главой администрации), который назначается или избирается соответствующим представительным органом. Глава формирует аппарат администрации, его структурные подразделения.Допускаемое законом многообразие форм местного самоуправления создает сложности в практике фондирования этих документов в настоящий период.4.2. Фондирование документов органов и организаций местного самоуправлениярайонного (городского) уровняВ соответствии с фактором изменения конституционных основ, государства правильным является создание из документов органов местного самоуправления новых архивных фондов.Документы городских, районных Советов народных депутатов, действовавших по 1993 г. включительно, и документы районных и городских собраний, образованных в результате выборов после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. и проведения реформы местного самоуправления, составляют отдельные архивные фонды.Документы исполкомов городских, районных Советов народных депутатов, действовавших до 1992 г., и документы администраций районов, образованных в начале 1992 г., составляют также отдельные архивные фонды.Пример:Документы Горно-Алтайского горисполкома и Администрации г. Горно-Алтайска составляют отдельные архивные фонды.В соответствии с уставами муниципальных образований возможны и другие варианты фондирования (с. 27)2.4. Фондирование документов органов судебной власти, прокуратуры[…]Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с фактором изменения конституционных основ государства составляют новый архивный фонд и не продолжают архивный фонд Прокуратуры РСФСР (с. 17)2.2. Фондирование документов Федерального Собрания[…]Отдельный архивный фонд образуют документы Счетной палаты Российской Федерации - постоянно действующего органа государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета, образуемого Федеральным Собранием (с.15)2.5. Фондирование документов отдельных федеральных органов и организацийК федеральным органам принадлежат Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК) и Центральный банк Российской Федерации (Банк России).[…]Документы Центрального банка Российской Федерации составляют новый архивный фонд, так как при сохранении всех основных функций Государственного банка СССР в области денежной эмиссии, кредитного регулирования и других его функции в новых экономических условиях кардинально расширились в соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности" от 21 марта 1991 г. N 02-20 (с. 18)2.5. Фондирование документов отдельных федеральных органов и организацийК федеральным органам принадлежат Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК) и Центральный банк Российской Федерации (Банк России).Документы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации как нового органа составляют новый архивный фонд (с. 18)3.5. Фондирование документов отдельных государственных органов и организацийсубъектов Российской ФедерацииДокументы избирательных комиссий по выборам органов государственной власти, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., организуются в отдельные архивные фонды. Допускается создание объединенных архивных фондов из документов избирательных комиссий по территориальному признаку.Документы Центральных избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий составляют новые архивные фонды (с. 24)
2.8.1.1. новые архивные фонды составляют архивные документы:
отраслевых органов исполнительной власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов Российской Федерации, если их задачи и функции изменились;