Фондирование архивных документов
-
2.4. 2.4.1. 2.4.2. 2.4.3. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.8.1.1. 2.8.1.2. 2.8.2. 2.8.3. 2.8.4. 2.8.5. 2.8.6.
- Методические рекомендации
- Методические рекомендации по фондированию документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации/ Росархив, ВНИИДАД; сост. Н.И. Химина, А.В. Евпатьевский, З.П. Иноземцева. – М., 2006
- Открыть текст в отдельном окне2. Фондирование документов федеральных органов и организаций2.1. Правовые основы функционирования федеральных органов государственной власти2.1.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума - представительные и законодательные органы государственной власти), Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, суды Российской Федерации.2.1.2. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 упразднялась система высших законодательных (представительных) органов государственной власти - Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации.Согласно Конституции Российской Федераци, принятой 12 декабря 1993 г., Федеральное Собрание является парламентом России - общенациональным представительным (законодательным), постоянно действующим органом государственной власти, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.В соответствии с Конституцией (гл. 5, ст. 101) Федеральным Собранием образована Счетная палата Российской Федерации, которая действует на основе Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" от 16 декабря 1994 г.2.1.3. Высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти, является Правительство Российской Федерации.Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. "О республиканских министерствах и государственных комитетах", в соответствии с решениями Первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР и разграничении функций управления организациями на территории РСФСР был утвержден перечень республиканских министерств и государственных комитетов. Им, в большинстве случаев, были переданы полномочия министерств и центральных ведомств СССР, упраздненных постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. N гс-13 "Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР", которые прекращали свои функции с 1 декабря 1991 г. Сохранялись временно, "в качестве межгосударственных органов управления" Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство культуры, Министерство путей сообщения, Министерство атомной энергии и промышленности, Министерство энергетики и электрификации, Таможенный комитет, Государственный комитет по народному образованию и Межреспубликанский комитет по экологической безопасности. Продолжали также некоторое время действовать "на переходный период на основе дополнительных соглашений" Министерство морского флота, Министерство связи, Министерство гражданской авиации, Министерство экономики и прогнозирования, Министерство финансов, Валютный комитет, Межгосударственный пенсионный резервный фонд, Агентство по стандартизации и метрологии.
Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 242 образовывались новые министерства и другие органы, и в приложении к указу было сказано, какому новому министерству или другому республиканскому центральному органу передавались имущество и штатная численность упраздненных министерств и других центральных органов СССР. Кроме того, Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР N 3045-1 от 28 декабря 1991 г. упразднялись Верховный суд СССР, Высший арбитражный суд СССР и Прокуратура СССР и определялись их правопреемники.
2.1.4. Согласно Конституции Российской Федерации, провозгласившей разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, судебная власть (или правосудие) осуществляется только судом.Судебную систему Российской Федерации образует совокупность действующих в ней судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. с поправками и дополнениями от 15 декабря 2001 г. к системе федеральных судов относятся:- Конституционный суд Российской Федерации, который является новым судебным органом, назначается постановлением Совета Федерации. Главным в деятельности Конституционного суда является обеспечение верховенства Конституции в правовой системе и ее прямого действия на территории Российской Федерации. Его решения общеобязательны и не могут быть отменены или преодолены иначе как принятием нового закона. Конституционный суд выступает также в качестве общенационального арбитра, разрешая споры и юридические разногласия между различными органами государственной власти;- Верховный суд Российской Федерации, согласно статье 126 Конституции, является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным другим федеральным судам общей юрисдикции; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (система федеральных судов общей юрисдикции). Таким образом, законом было осуществлено преобразование судебной власти в рамках оправдавшей себя на практике действующей системы судов общей юрисдикции, что дает правовое основание и для сохранения существующей системы фондирования документов этих судов;- Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации, принявший на себя ряд функций Министерства юстиции в отношении кадрового, материального и финансового обеспечения федеральных судов;- Высший арбитражный суд Российской Федерации, образованный Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г., приобрел ряд новых полномочий и функций, к его полномочиям относятся, в частности, экономические споры между субъектами Российской Федерации, решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации; он принимает регламент, обязательный для арбитражных судов Российской Федерации;- федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации (система федеральных арбитражных судов). Федеральный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" был принят несколько ранее закона о судебной системе в апреле 1995 г.К судам субъектов Российской Федерации, не входящим в систему федеральных судов, относятся лишь конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи (см. п. 3.5).Не входит в судебную систему, но тесно с ней связана прокуратура - централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение законодательства) законности на всей территории Российской Федерации. Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, городов и районов, иные территориальные прокуратуры.Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" внес определенные изменения в существовавшую систему. Им была закреплена система федеральных органов исполнительной власти, состоящая из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; установлены распределение руководства отдельными федеральными органами между Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, основные функции, выполняемые этими органами (с. 12-15)3. Фондирование документов государственных органов и организацийсубъектов Российской Федерации3.1. Правовые основы функционирования государственных органов и организацийсубъектов Российской ФедерацииКонституцией Российской Федерации определены предметы, находящиеся целиком в ведении Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.Субъект Российской Федерации - конституционное понятие, используемое для обозначения составной части государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. Субъектами Российской Федерации являются входящие в ее состав республики (государства), национально-территориальные или автономные государственные образования (автономная область, автономные округа), территориальные или территориально-государственные образования (края, области, города федерального значения).Кроме единой системы органов федеральной государственной исполнительной власти, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, которыми также может быть установлен пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.В эту систему соответственно входят:- президент (глава республики; губернатор края, области; председатель правительства; глава администрации; мэры городов Москвы и Санкт-Петербурга и др.);- законодательный (представительный) орган (государственное собрание, законодательное собрание; краевая, областная думы; городские думы Москвы и Санкт-Петербурга; собрание депутатов, представительное собрание, совет депутатов и др.);- правительство (кабинет министров, администрация) (с. 21)