Организация архивных документов в пределах архивного фонда

      
    2.9. 

    2.9.1. Схема систематизации архивных документов в архивном фонде является основанием для внутренней организации единиц хранения архивного фонда и закрепляется описью (описями) дел, документов. 

    Систематизация единиц хранения в пределах архивного фонда по разделам (подразделам) схемы систематизации проводится с учетом одного или нескольких следующих признаков:

    структурного (в соответствии с принадлежностью единиц хранения к структурным подразделениям);

    хронологического (по периодам или датам, к которым относятся единицы хранения);

    функционального, отраслевого, тематического, предметно-вопросного (с учетом функций организации, тем или вопросов, которых касается содержание единиц хранения);

    номинального (по делопроизводственной форме - видам и разновидностям документов);

    корреспондентского (по организациям и лицам, в результате переписки с которыми образовались единицы хранения);

    географического (в соответствии с определенными территориями, населенными пунктами и другими географическими объектами, с которыми связано содержание документов, их авторы, корреспонденты);

    авторского (по названиям организаций или фамилиям лиц, которые являются авторами документов). 

    При систематизации единиц хранения аудиовизуальной и электронной документации дополнительно используется объектный и форматный признаки. 

    Единицы хранения группируются последовательно по признакам, применение которых является наиболее целесообразным для всех или отдельных групп архивных документов архивного фонда.

    Документы по личному составу , а также научно-технические документы в архивных фондах научно-исследовательских организаций, рукописи в издательствах, истории болезней в медицинских организациях, акты проверок в фондах контрольных органов выделяются в особые группы и систематизируются обособленно .

    Архивные документы архивного фонда семьи, рода систематизируются вначале по отдельным гражданам, документы каждого гражданина - по разделам схемы систематизации. В архивном фонде семьи на первое место выносятся архивные документы наиболее известного гражданина, затем - архивные документы членов семьи в порядке степени родства. В архивном фонде рода архивные документы располагаются в порядке генеалогической последовательности, причем архивные документы, относящиеся ко всему роду (генеалогические таблицы, имущественно-хозяйственные документы) помещаются в начале. 

    Единицы хранения, включенные в объединенный архивный фонд, располагаются по значимости фондообразователей, по хронологии их создания, по алфавиту названий. Для архивных фондов однотипных организаций используется общая схема систематизации. 

    В пределах архивной коллекции архивные документы одного вида (разновидности) группируются по авторскому признаку с расположением групп единиц хранения в алфавитном порядке названий организаций или фамилий граждан. В пределах архивной коллекции, созданной по тематическому признаку, группировка архивных документов проводится по темам или вопросам, расположенным в порядке их значимости или хронологии. 

    В соответствии со схемой систематизации единицы хранения группируются в следующем порядке:

    единицы хранения относятся к тому году, в котором они начаты производством, или в котором поступили в данную организацию (структурное подразделение) из другой организации (структурного подразделения) для продолжения производства;

    единицы хранения, содержащие планы, отчеты, сметы и материалы к ним относятся к тому году, на который или за который они составлены, независимо от даты их составления; долгосрочные планы относятся к начальному году их действия, а отчеты за эти годы - к последнему году отчетного периода;

    единицы хранения, начатые производством в одном подразделении и переданные для продолжения в другое подразделение, относятся к тому подразделению, в котором они были закончены;

    в пределах года или хронологического периода единицы хранения располагаются по значимости функций организации (или - в порядке значимости и логической взаимосвязи видов и разновидностей документов);

    единицы хранения, представляющие собой личные дела, систематизируются по годам увольнения и алфавиту фамилий.

    Группы единиц хранения в пределах последних (завершающих) ступеней систематизации распределяются по их значимости или хронологии. 

    Библиотека подраздела

    • Правила
      • Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами утв. Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 21.05.79
      • К тексту
      • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 "Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2015 N 38830)// Росархив, ВНИИДАД. – М., 2015. 
      • Ссылка
      • Основные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях, утв. Приказом Главархива СССР от 12.10.1988 N 71. М.: Главархив СССР, 1990
      • Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. – М., 2009.  (утв. постановлением правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»// Собрание законодательства Российской Федерации, 22.06.2009, №25, ст. 3060)
    • Методические рекомендации
      • Методические рекомендации по работе с особо ценными документами в государственных архивах Российской Федерации/Росархив, ВНИИДАД. – М., 2006.
      • К тексту
      • Рекомендации по комплектованию, учету и организации хранения электронных архивных документов в государственных и муниципальных архивах. М., ВНИИДАД. 2013.
      • Ссылка
      • Методические рекомендации по работе с документами личного происхождения (литература и искусство). – М., 1990.
      • Составление архивных описей: Методические рекомендации/ Росархив, ВНИИДАД. – М., 2003
      • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти/ Росархив, ВНИИДАД. – М., 2010
      • Ссылка
      • Создание современных архивных справочников на основе дифференцированного подхода: Методическое пособие/ Росархив, ВНИИДАД. – М., 2002
      • Методические рекомендации: «Экспертиза ценности и отбор в состав Архивного фонда Российской Федерации документов по личному составу»/ Росархив, ВНИИДАД. – М., 2014

    • ТЕРМИНЫ


О ПРОЕКТЕ

Данный ресурс предназначен для справочно-методического обеспечения работы сотрудников государственных и муниципальных архивов по основным направлениям их деятельности на базе единых основ организации архивного дела с использованием информационных технологий. Адрес обратной связи: archdelo@rggu.ru